от Белорусского литературного союза
"Полоцкая ветвь"

25-30 августа 2011 года, п-ов КРЫМ, мыс КАЗАНТИП

I
II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ
«СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ»...
Hosted by uCoz

главная...

новости...



ФЕСТИВАЛЬ «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» ОТКРЫВАЕТ ТАЛАНТЫ...


           В третий раз на мыс Казантип в город Щёлкино (Крым) съехались украинцы, россияне, белорусы из самых разных уголков своих стран. Всего в фестивале принимало участие около восьмидесяти литераторов. На шесть дней город Щёлкино стал средоточием литературных звёзд большой и малой величин, скоплением уже известных в своих странах писателей-классиков и начинающих, но от этого не менее талантливых, авторов, кузницей жарких литературных баталий и споров, знаковым местом, где зарождается и крепнет знакомство и дружба между авторами Беларуси, России, Украины и других государств.

        Безусловным успехом нынешнего фестиваля можно считать появление на нём представителей Казахстана. Известный далеко за пределами своей родины поэт и публицист, переводчик, сценарист и кинорежиссёр, член Союза писателей Казахстана, Бахытжан КАНАПЬЯНОВ стал приятным сюрпризом для молодых и не очень авторов, давно знакомых с его творчеством, и органично вписался в фестивальную жизнь. Не меньшим подарком, безусловно, стало появление в нынешнем году и председателя жюри фестиваля, известного советского и российского прозаика, автора полутора десятков книг, драматурга, киносценариста, главного редактора «Литературной газеты» Юрия ПОЛЯКОВА. «Славянисты» имели возможность не только воочию встретиться с маститым литератором, но и задать ему вопросы, расспросить о творческих планах. В нынешнем году на фестивале также блистали советский и российский поэт, доктор философских наук, философ и литературный критик, автор термина метаметафоры и философской теории метакода, создатель литературной группы и автор аббревиатуры «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) Константин КЕДРОВ; художественный критик, поэт, прозаик, журналист, почетный вице-президент Российско-итальянской «Академии Феррони», аркадской академии художественного творчества и импровизации, вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников Станислав АЙДИНЯН, с 1984 по 1993 годы бывший литературным секретарём Анастасии Цветаевой (родной сестры Марины Цветаевой). VIP-персоной фестиваля стала и автор сборников детских стихов, сказок, сценариев мультфильмов, поэт, прозаик, журналист, литературный переводчик Кира САПГИР, с 1978 года проживающая в Париже.

     Беларусь на фестивале «Славянские традиции-2011» представляли сразу три члена жюри: писатель, публицист, литературный критик, председатель Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь», директор издательства «Литературный свет», главный редактор газеты «Слово писателя» Олег ЗАЙЦЕВ, его заместитель, писатель и критик, член Российского союза профессиональных литераторов, основатель литературного направления катарсизм Александр РАТКЕВИЧ, известный далеко за пределами нашей страны драматург, киносценарист, публицист, режиссёр Андрей КУРЕЙЧИК. В числе финалистов были поэт и автор-исполнитель песен Андрей ШУХАНКОВ из Новополоцка, поэты Михаил ВОРОЖЦОВ из Могилёва и Марина ШУХАНКОВА из Новополоцка, поэт, юморист, драматург Юрий ПАЛЕВИЧ из Бобруйска, поэтесса Мария МАЛИНОВСКАЯ из Гомеля.

     Шесть фестивальных дней, во время которых поэты, прозаики, драматурги и переводчики совершали экскурсии по литературным местам Коктебеля, Старого Крыма, Феодосии и Керчи, выступали в музеях и библиотеках, участвовали в мастер-классах, презентациях, знакомились с творчеством членов жюри и друг друга, пролетели как одно мгновение. В рамках фестиваля состоялась презентация антологии «Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь»: 1994-2009 годы» и третьей книги поэзии О. Зайцева «Координаты смысла». Прошёл творческий вечер А. Курейчика, где он рассказал о процессах, происходящих в современной драматургии и киноиндустрии. Но, разумеется, не только это стало приятным подарком для белорусов. В конкурентной борьбе белорусы сумели завоевать ряд наград в номинациях. Так А. Шуханков стал обладателем диплома за третье место в номинации «Поэзия. Свободная тематика», за второе место в состязании за приз зрительских симпатий в той же номинации, а также вместе с супругой, поэтессой М. Шуханковой, был награждён литературной премией им. Ю. Каплана с вручением ордена и соответствующего удостоверения за прочитанное ими в диалогах произведение. Этой же премией была награждена и М. Малиновская, молодую поэтессу также наградили дипломом за третье место в конкурсе «Стихоборье». За третье место в номинации «Драматургия» за пьесу в стихах «Отелло и Дездемона» дипломом был награждён Ю. Палевич. Диплом от МСПУ и КЛУ достался и М. Ворожцову. Обладателями грамот Союза писателей России стали также члены жюри О. Зайцев, А. Раткевич, А. Курейчик. Кроме того, О. Зайцеву за вклад в развитие литературного процесса в Украине было вручено Благодарственное письмо от Международного сообщества писательских союзов, Межрегионального союза писателей Украины и Конгресса литераторов Украины.

Организаторы фестиваля на церемонии награждения особо отметили высокий литературный уровень белорусской делегации. С подачи белорусской стороны уже в первый день фестиваля прошёл Круглый стол «Литературный процесс и издательское дело в России, Украине, Беларуси, Казахстане. Современный литературный герой», в котором участвовали финалисты и члены жюри фестиваля.

КРУГЛЫЙ СТОЛ
в г. Щёлкино (Крым) в первый день работы Международного фестиваля
литературы и культуры «Славянские традиции», 25.08.2011г.
«Литературный процесс и издательское дело в России, Украине, Беларуси, Казахстане. Современный литературный герой».


Участники: Станислав Айдинян, Валерий Басыров, Наталья Вареник, Сергей Главацкий, Олег Зайцев, Бахытжан Канапьянов, Елена Кацюба, Константин Кедров, Александр Корж, Андрей Курейчик, Юрий Поляков, Александр Раткевич, Ирина Силецкая, Владимир Спектор, Владимир Шемшученко и др.

1.Что переживает современная русская литература в Беларуси, России, Украине, Казахстане - взлёт или падение?

К.Кедров (Москва): Сейчас поэзия в расцвете, что подтверждает большое количество литературных направлений и школ. Достаточно назвать метаметафористов, традиционалистов, дикороссов, концептуалистов, возрожденческую плеяду и мн. др. Именно они и являются двигателями литературного процесса. Как известно, без поэзии человек погибает не только духовно, но и физически. Это доказывает, что поэзия есть основа основ его существования, а всё остальное прилагается. Однако, к сожалению, государство игнорирует нас, писателей, для него мы словно не существуем.

В.Шемшученко (Санкт-Петербург): Похоже, что современное государство вообще не интересуется просвещением народа. Поэтому, думаю, писатели должны сами позаботиться о просвещении народа, но для начала им нужно сплотиться для выработки единой программы в этом направлении.

А.Курейчик (Минск): Когда государство не может и не желает обеспечить полноценные условия для деятельности писателя, то есть практически оно само себя уничтожает, вот тогда-то такие великолепные фестивали как «Славянские традиции» дают второе дыхание народу и, в частности, помогают писателям почувствовать свою значимость для общества.

О.Зайцев (Минск): В Беларуси — отсутствие лауреатов международных литературных премий и известных за рубежом авторов уровня Василя Быкова или Светланы Алексиевич. У нас разрушена система литературной преемственности поколений, в части русскоязычной литературы Беларуси в частности. Белорусские писатели по-прежнему едут за литературным образованием в Москву, и, чаще всего, талантливые остаются там. В творческом и в финансовом планах «полумертвы» литературные журналы, а их самих явно недостаточно. Нет русскоязычной литературной газеты, как «ЛГ», «ЛитРоссия» в России или «Литературная жизнь» в Украине, которая оперативно откликалась бы на события в литературном мире страны. Нет ни одного литературного фестиваля, ни одной авторитетной в литературных и общественных кругах литературной премии, отсутствуют негосударственные премии, что само по себе яркий показатель свободы-несвободы нашей литературы. Вы только вдумайтесь: за первое полугодие 2011 года в нашей стабильной стране напечатано ошеломительное количество художественных книг — 0,017 книги. В России, по самым свежим данным приходится чуть больше двух книг на читающую душу, в Беларуси — 1,25. Но если вычесть из общего тиража долю “Харвеста”, работающего на Россию, окажется, что на одного белоруса приходится… меньше одного экземпляра. То есть на 60 белорусов — одна напечатанная книга. Это за полгода! Катастрофа!

А.Бандорин (Рязань): Моё мнение такое: современной русской литературе не важно, какие направления доминируют в литературном процессе. Для литературы главное – индивидуальный талант писателя, который и определит дальнейшие горизонты развития национальной культуры.

Н.Вареник (Киев): Несомненно, в наше время наблюдается взлёт развития русской литературы, о чём говорит тот факт, что сейчас пишет стихи чуть ли не каждый второй. Это говорит только об одном: поэзия востребована читающим и слушающим народом, она является камертоном его чаяний и дум. И это прекрасно, что нам досталось такое замечательное время.

В.Басыров (Симферополь): Знаете, типичность литературного героя, идея произведения и т.п. – это очень важно. Но я хочу сказать о проблемах с изданием книг, о возможных вариантах их финансирования, о тиражах и многих других вопросах книгоиздательского дела. Я занимаюсь издательским делом с 1988 года. За это время издал более 1200 книг профессиональных и начинающих писателей. Мое детище, мое горе и радость – издательство «Доля». Каждый раз при выходе новой книги испытываю восторг. Надеюсь, что книг еще будет издано много… Кто сам когда-либо занимался или занимается книгоизданием, знает как это непросто. Вопросы финансирования — самая больная тема для автора. Здесь необходимо искать спонсоров, различные благотворительные фонды, а если есть возможность, то и собственные средства. Даже многие наши классики свои первые книги выпускали за собственные средства. Тиражи нынче мизерные, но это лучше, чем делать баснословные тиражи, и книги потом будут пылиться где-то в чуланах. В крайнем случае, надо сохранять плёнки и делать допечатки. Парадокс, но, несмотря на кризисное положение в книгоиздании Украины, в одном только Крыму действуют более 50 издательств. Почти все они частные. Вот вам и кризис издательской деятельности! Непосредственно при моём участии были изданы книги о голодоморе и депортации. Интересной, на мой взгляд, получилась серия книг «Скарбница крымскотатарской духовности». За турецкие деньги крымчан осчастливили Кораном, изданным в моём переводе тиражом 4 тысячи экземпляров... Недавно «Доля» выпустила свою тысячную книгу. Список этот можно продолжать долго. Планов у издательства много: выпуск исторической и краеведческой литературы, публикации работ талантливых молодых прозаиков и поэтов. Есть и намерения издавать на крымскотатарском языке мировых, украинских, русских классиков. Вспомним, что драма «Лiсова пiсня» Леси Украинки недавно «шла по всему миру» в крымскотатарском переводе.

Б.Канапьянов (Алматы): Я представляю здесь на фестивале казахское издательство «Жибек Жолы», которое уделяет большое внимание современным авторам, в частности, казахским… То, что поэзия сейчас на высоте, доказывает такой факт: в 1996 году на Всемирном Дне Поэзии, на котором присутствовали Андрей Вознесенский и Белла Ахмадуллина, мы решили провозгласить Алма-Ату столицей поэзии, и предложили формулу «29 февраля – Всемирный День Поэзии». Она тождественна, на мой взгляд, идее Олимпийских игр, и сопрягается с принципами Пьера де Кубертена. Творческим итогом первого вечера явилось обращение в директорат ЮНЕСКО о проведении один раз в четыре года Всемирного Дня Поэзии в Алма-Ате с приглашением поэтов пяти континентов, а также ежегодные семинары в разных странах. Членом движения «29 февраля» может быть любой житель Земли – ценитель и поклонник поэзии. Вскоре ЮНЕСКО провозгласил 21 марта, день весеннего равноденствия, Всемирным днём поэзии. Тоже хорошо, но жаль, что наша идея не прошла… И ещё. Меня всегда волновал такой вопрос: что современная литература может противопоставить засилью массовой культуры? На мой взгляд, надо просто писать, писать и в стол, и на стол, сливаться посредством образов с белым листом бумаги или с голубым экраном монитора. Художник творит для современности. А уж с вечностью – как получится.

2. Какие темы, идеи, сюжеты преобладают в сегодняшней литературе, кажутся вам наиболее типичными? И вообще, сегодняшний литературный герой, кто он?

О.Зайцев (Минск): У нас в республике полно произведений, написанных или по поводу Рогнеды или Евфросиньи Полоцкой. Это и русскоязычных, и белорусскоязычных касается. Эти две бедные души вращаются от этих упоминаний, как пропеллеры. То же самое и по теме Чернобыльской катастрофы. Наши авторы, решив показать бедствия, страдания народа, непременно берутся за Чернобыль. И тема эта показывается, рисуется, как нечто неотвратимое, некое божественное провидение, кара… Хватает и так называемой «совковости»: берут в пример силовые структуры тех лет и малюют их житие — там, мол, мы все родились, были-жили и остались навсегда. Выискивают негатив древний, пятидесятилетней давности… Но позитив из тех времён при этом не дают вообще, потому что его, якобы, не было. Это по среднему и старшему поколению. У современных авторов главный герой — это они сами. Что заметно и в зарубежной литературе постсоветского пространства. Когда руководству Союза писателей Беларуси, составившему список современных белорусских русскоязычных авторов, рекомендованных для факультативного изучения в рамках белорусской литературы, был задан преподавателями – докторами, кандидатами филологических наук – БГУ прямой вопрос: «Какие именно произведения вы рекомендуете для включения в школьную программу?», то этот вопрос поставил «писателей» в тупик. Последовала длительная пауза, после которой озвучили повести А. Андреева «Апельсины на асфальте» и Н. Чергинца «Вам – задание». Один из авторов при этом входит в правление СПБ, второй — его возглавляет. Между тем, нынешний герой — это, как правило, рафиниро-ванный, урбанизированный, безвольный, психически неуравновешенный горожанин средних лет, с невнятной половой ориентацией и интересами. Но при этом с большими амбициями и апломбом. Зацикленный на себе любимом и по-своему трактующий мироустройство, добро и зло, правду и ложь…

Б.Канапьянов (Алматы): Сегодня всевозможные авангардистские «измы», которые ранее вдохновляли скульпторов, художников, писателей, теперь окончательно сошли со сцены. И мы имеем дело с двумя видами отчуждения: с отчуждением писателей друг от друга и литературы – от других видов искусства. Но давайте вспомним Сартра, который когда-то выдвинул тезис об ангажированности писателя. Он утверждал, что для него литература – высшая реальность, которая стоит над всем остальным и благодаря которой человек «ежесекундно освобождается от истории». В наши дни, когда литература, наконец, полностью деидеологизирована и ее роль, казалось бы, стала куда скромнее, наиважнейшую миссию играет личность писателя или поэта, его собственное «я», его отношение к различным сторонам нарастающей глобализации и конфликтов, порождённых ею. И как актуально сегодня звучит знаменитая фраза того же Сартра: «Здесь, в этой комнате, я взвалил себе на плечи век и сказал: я за него отвечаю. Сегодня и всегда». Давайте пристально взглянем из окон наших писательских кабинетов: какой век встает над нашими горами? Какой читатель идет вслед за ним? Какой литературный герой нужен писателю и читателю?

А.Раткевич (Полоцк): Литературных тем много, да нет сильных литературных личностей. Главная тема была, есть и остаётся – Герой нашего времени. Но, к сожалению, у современных авторов нет другого героя, кроме себя самих. И пишут они, как правило, о себе любимых. Это даже не белорусская, не украинская, не российская, это европейская и мировая тенденции. Сейчас читателю очень нужен благородный, героический литературный герой и, может быть, в какой-то степени, патриот страны, общества… Почему до сих пор издают и читают Лесю Украинку, Янку Купалу, Антона Чехова и т.д. Потому что они творили героев, которых они любили, лучше сказать, боготворили. В наше время писатели не любят своих героев. Они любят себя как авторов произведения. Те же тенденции и в Западной литературе.

Л.Салтыкова (Рязань): Литературный герой – очень важная часть литературного процесса. По сути, без него нет литературы. Я хочу отметить, что даже если автор пишет о себе – это тоже о герое нашего времени.


П.Эшов (Курск): Кстати, очень много современных тем в произведениях участников конкурса «Славянские традиции». Но, как мне кажется, жюри не очень внимательно читало произведения конкурсантов, поэтому многие из них, достойные быть в финале фестиваля, туда не попали.

В.Вейменюк (Выборг): Несомненно, темы и сюжеты современного произведения должны быть злободневны, они обязаны волновать сознания и чувства читающей публики. Причём, чем сильнее острота поставленных проблем, тем широкомасштабнее произведение. Иначе, сами понимаете, никто читать эти произведения не будет. А литературный герой – это человек, который борется с проблемами, достигает положительных результатов, а если не достигает, то гибнет.

А.Пономарёв (Липецк): Русскоязычное пространство постоянно расширяется, в том числе и литература на русском языке. И наша прямая обязанность сохранять и приумножать это богатство. Поэтому: Да здравствует диктатура русского языка!



Ю.Поляков (Москва) подвёл итог дискуссии за Круглым столом: Да, это факт, что государство не занимается пиаром писателей и их произведений. И, видимо, в ближайшее время ситуация не изменится. Поэтому понятно, что писатели сами должны позаботиться о своих произведениях. В этом смысле очень важен фестиваль «Славянские традиции», который, кстати, проводится независимо от властей. Этот фестиваль самодостаточен и держится на энтузиазме организаторов: Ирины Силецкой, а также членов жюри. И кто бы что ни говорил отрицательное в адрес жюри фестиваля, но результаты работы его членов – это работа высокого и серьёзного уровня. Кстати, то, что фестиваль проводится в Крыму – не случайно. Все мы знаем, что Крым – сакральное место для писателей. Именно здесь всегда создавались великие и значимые произведения. Поэтому фестиваль «Славянские традиции» – всерьёз и надолго. Дело только за тем, чтобы сами писатели подходили к созданию произведений не спеша, вдумчиво, и осознавали свою огромную ответственность перед читателем. Я вообще не понимаю тех прозаиков, которые пишут по нескольку романов в год. Это же не литература, а какой-то вид индивидуально-словесной деятельности, не имеющий к литературе никакого отношения… А что касается литературного героя, Героя нашего времени, то настоящий писатель всегда пишет об отдельном человеке и через него решает глобальные вопросы. Сквозь внешне обыденное, рядовое прорастает высокое: стремящееся к Вечному, не поддающееся нравственным деформациям и социальным катаклизмам. Женщина, которую ты любишь, и книга, которую пишешь, — что может быть главней? Истинный герой наших дней – обычный человек, «как ты да я», который постоянно думает о том, как выжить духовно, сохранить свои принципы, и у которого нормальная культурная речь. И, между прочим, таких людей мы встречаем в жизни повсеместно, и назначение нашей литературы не пройти мимо них. Так как через личные судьбы этих героев преломлены историческое время и судьбы нации в глобальном мире.

Запись: А.Р. и О.З.